Лиз Эллис и Майкл Кларк совместно руководят успешной консалтинговой фирмой из офиса, расположенного в саду их дома в Северном Йоркшире. Каждый из них специализируется в своей области и имеет собственных клиентов, хотя время от времени им удается поработать вместе в рамках одного проекта. Их бизнес — «коммуникации», под которыми понимаются самые разные услуги, начиная с обучения методам эффективной коммуникации и заканчивая организацией мероприятий с участием сотен приглашенных. Не так-то легко провести подобную акцию усилиями всего двух человек. Тем не менее Лиз и Майкл во многом объясняют свой успех реализацией четкой стратегии «виртуальной организации»; именно этот подход они и рекламируют потенциальным клиентам. У компаньонов сформировался очень широкий круг контактов, и при осуществлении крупных проектов они привлекают к сотрудничеству множество фрилансеров, работающих в свободном режиме и обладающих необходимыми навыками. Например, при организации массового мероприятия могут понадобиться услуги видеосъемки, театральных художников, осветителей и т.п. Работа в формате виртуальной организации имеет одно очевидное преимущество: минимальные накладные расходы. В отличие от «традиционных» сотрудников фрилансеры не получают зарплату, если нет работы, им не нужно предоставлять дорогостоящее оборудование и рабочее место. Такой подход вполне оправдывает себя в консалтинговой фирме Лиз и Майкла, обеспечивая клиентам оптимальное качество обслуживания.
Но виртуальная организация не лишена недостатков. Один из них состоит в том, что в случае продажи бизнеса довольно сложно определить его стоимость, которая устроила бы потенциального покупателя. В случае с данной фирмой — EllisClark Associates — стоимость бизнеса практически полностью определяется навыками и опытом двух его владельцев, и это обстоятельство бросается в глаза любому, кто думает о приобретении их бизнеса. Однако Майкл Кларк не унывает по поводу того, что продать фирму практически невозможно. На этот счет он говорит так: «Наша виртуальная организация работает исключительно на нас. Благодаря ей мы зарабатываем на жизнь, занимаясь тем, что нам нравится. С самого начала мы выбрали четкую стратегию — никаких постоянных сотрудников, никаких дорогостоящих помещений. Да, в этом случае, несмотря на рост наших доходов год от года, стоимость активов организации практически не увеличивается, поэтому она никогда не заинтересует потенциального покупателя. Жаль, конечно. Было бы неплохо в один прекрасный день продать фирму за кругленькую сумму, но ведь всегда приходится чем-то жертвовать!»
Что же получается? Судя по приведенному примеру, любой консалтинговый бизнес непривлекателен для продажи? Вовсе нет. Во-первых, если ваша консалтинговая фирма имеет штат постоянных сотрудников, если у нее есть материальные активы, если ее бизнес-процессы гарантируют получение выручки и прибыли, то она вполне способна привлечь потенциальных покупателей. Во-вторых, даже при небольшом размере консалтинговой фирмы ее портфель средне- и долгосрочных договоров может заинтересовать других. Например, мой собственный бизнес в свое время развивался именно по такой схеме.
Сайт магазина часов мне повстречался в интернете. На сайте myclockmarket.ru этого магазина всемирно известные бренды часов представлены самыми наилучшими своими экземплярами («Power», «B&S», «AA Watches» и так далее). Примите это во внимание.
Комментарии закрыты.